Единый лицензионный центр
Профессиональная помощь в получении лицензий
Нобелевская премия по медицине за так называемую традиционную китайскую медицину?!?
Опубликовано: 26.10.2023
Нобелевская премия по медицине за так называемую традиционную китайскую медицину?!?
Китаянка Чу Цзоу-дзю получила престижную научную награду за открытие самого широко используемого в мире противомалярийного препарата. Также были удостоены чести паразитологи Уильям К. Кэмпбелл из Ирландии и Сатоши Омура из Японии, которые работали над терапией речной слепоты и лимфатического филяриатоза, других серьезных заболеваний, вызываемых паразитами.«Лауреаты этого года разработали методы лечения, которые ознаменовали революцию в лечении некоторых из наиболее разрушительных паразитарных заболеваний, от которых ежегодно страдают сотни миллионов людей, особенно в беднейших регионах мира», — говорится в заявлении шведского Каролинского института по поводу выбора Нобелевской премии в этом году. Лауреаты премий по физиологии и медицине. Для всех лауреатов премии это открытия, сделанные ими много десятилетий назад, но они и по сей день помогают спасти жизни сотен тысяч людей.
Вероятно, наибольшее внимание было уделено награде учёного Чу Цзоу-дзю, ставшего первым в истории китайцем лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине, чья деятельность тесно связана с Поднебесной. Сегодня восьмидесятичетырехлетняя женщина пришла к открытию своей жизни по велению Мао Цзэдуна, председателя Коммунистической партии Китая. Как отмечает новостной портал британской газеты The Guardian, Китай в то время находился «во власти Культурной революции, во время которой университеты и школы по всей стране закрыли свои двери для Красной гвардии». В стране царил хаос и волнения. В то время тридцатидевятилетний учёный работал в Академии традиционной китайской медицины в Пекине. «Работа была моим главным приоритетом, поэтому, конечно, я была готова пожертвовать своей жизнью», — вспоминала она позже. Она стала частью секретного научного проекта 523, который был создан по прямому приказу Мао Цзэдуна, который надеялся найти препарат, способный остановить распространение малярии среди солдат Северного Вьетнама. В то время Китай был закрыт для мира, в том числе для современной медицины, и у него не было другого выбора, кроме как «воскресить труп традиционной китайской медицины».
Древние рукописи и годы молчания
Чу Джоу-дзю на собственном опыте испытал, насколько разрушительной может быть малярия. «Я видел много детей на последней стадии малярии. Эти дети умирали очень быстро», — вспоминала она журналу New Scientist в 2011 году. Как и другие китайские ученые и врачи, она не имела в то время никакого отношения к развитию медицины на Западе или в США и поэтому, как и другие, искала в некоторых из немногих доступных ей материалов. В тексте столетней давности, посвященном лечению острых проблем со здоровьем, она наткнулась на информацию о траве Artemisia annua, которая представляет собой разновидность полыни. Она, наряду с тысячами других трав, была выбрана как потенциально подходящая для разработки лекарства от малярии. Позднее было показано, что вещество артемизинин, полученное из этой полыни, эффективно при лечении малярии у животных, но неясно, токсично ли оно для человека.
"Как руководитель исследовательской группы, Чу решил стать первым человеком, испытавшим препарат на себе", - описывает историю разработки препарата на новостном портале британской газеты The Telegraph. Чу Джоу-дзю опубликовала результаты своей работы в «Китайском медицинском журнале» в 1979 году и поначалу столкнулась со скептицизмом со стороны своих коллег, поскольку артемизинин был несколько нестабильным, что усложняло его путь к превращению в полноценное лекарство. Не говоря уже о проблемах, с которыми столкнулась сама Чу и ее семья. «Хотя такое открытие могло бы принести значительную известность в западной Чу, оно не получило признания в маоистском Китае», — отмечает The Telegraph. Все ученые и интеллектуалы того времени были как минимум «подозреваемыми», поэтому ее открытие не могло дойти до Запада или быть связано с ее именем.
В последующие годы вещество, синтезированное из китайской травы, стало неотъемлемой частью лечения малярии во всем мире. Сама Чу Джоу-дзю получила признание лишь много лет спустя. Как добавляет The Guardian, только в 2011 году, когда она получила престижную премию Ласкера Дебейки за медицинские исследования, Коммунистическая партия Китая обратила на нее внимание, и партийные чиновники попытались спасти ее место рождения. Кроме того, ученый никогда не рассчитывал на всеобщее внимание и известность в СМИ. В интервью гонконгскому телевидению в 2007 году она заявила, что не выбирала медицину для того, чтобы попасть в заголовки газет. «Я не хочу славы», — заявила она тогда. В то же время полмиллиона пациентов получают препарат, за рождение которого она ответственна, хотя появляется все больше случаев резистентности к нему.
Это наука, а не «традиционная китайская медицина»
Связь Цзы Юй-дзю с «традиционной китайской медициной», а также история открытия артемизинина ставят вопрос о том, действительно ли Нобелевский комитет не оценил то, что противоречит медицине, обычно практикуемой в больницах, или, возможно, это прямая пощечина скептикам, у которых есть проблема, которую часто называют «традиционной китайской медициной». По мнению доцента Яна Конвалинки, проректора по научной деятельности Карлова университета, который также работает на факультете естественных наук Карлова университета, это определенно не успех «традиционной китайской медицины». «Это достижение честной науки и критического мышления. Нобелевская премия присуждена за использование научных методов для проверки эффективности полыни, выделения действующего вещества артемизинина и измерения его активности в строгих тестах", - отмечает ученый.
Аналогичным образом к награде относится и Марош Рудней, врач и один из основателей организации «Охотники на шарлатанов». «Медицина не делится на китайскую, европейскую, американскую и прочую. Всегда есть только одно лекарство, то есть научно обоснованные процедуры, которые имеют явно положительный эффект, независимо от того, происходит ли препарат в природе или в лаборатории синтетической химии", - объясняет он. Черчение вдохновения из разных мест, будь то естественные методы лечения изолированных племен, древние свитки или травы, используемые на протяжении веков, не является чем-то новым в истории медицины. Но это не «альтернативная медицина».
"Исследовать методы шаманов, китайских целителей или кого-либо еще - не проблема, но к открытию препарата в данном случае привела не "традиционная китайская медицина", а доказательные медицинские процедуры, т.е. критическое обследование и оценка результатов», — подчеркивает Леош Киша, председатель Клуба чешских скептиков «Сизифос». Именно так обычно действует доказательная медицина. Он исследует, оценивает и, когда появляются научно доказанные доказательства, принимает новые знания. «Это доказательство того, что наука ни против чего не выступает. Доказательная медицина — это не лягушка весной, сопротивляющаяся чему-то новому. Наоборот, это «альтернативная медицина», которая не проводит никаких реальных исследований», — добавляет он.
Людмила Гамплова
Наша статья вас заинтересовала? Мы будем рады, если вы проголосуете за Здравотницке деник в. опрос
Хрустальная лупа здесь.
Услуги
Мы оказываем широкий спектр услуг из области лицензирования деятельности.
Новости
Самые последние и актуальные новости на нашем сайте!
Законы
Вся необходимая информация по закона, актам, документам касающихся лицензии.